Работа специальных коррекционных классов VII вида
в условиях общеобразовательного учреждения
Год 1998 – начало создания классов
коррекционно-развивающего обучения. В школе работал 1 класс, учитель Ефимова
И.И.
Актуальность проблемы
коррекционно-развивающего обучения:
ухудшение экологии, алкоголизация
не только мужского, но и женского населения, недостатки системы патронажа
беременных и родовспоможения сопровождаются увеличением числа детей с
различными отклонениями в психофизическом развитии. Наибольшее количество составляют дети с
задержкой психического и речевого развития. Многочисленные исследования
показывают, что число таких детей ежегодно возрастает.
Основные проблемы
детей, нуждающихся в коррекции:
- Соматическая ослабленность
(быстрая утомляемость, вялость, сонливость, иногда плохое самочувствие,
головные боли).
- Снижение произвольного
внимания.
- Несформированность навыков
произвольности.
- Несформированность мотивации к
обучению, малый объём внимания.
- Повышенная отвлекаемость.
- Незрелость эмоционально-волевой
сферы.
- Снижение уровня развития памяти.
- Отставание в развитии наглядных
и вербальных форм мышления.
На сегодняшний день в школе работают 2 класса
коррекционно-развивающего обучения: 3
«Г», учитель Зубкова Мария Александровна, 4 «Г», учитель
Цветкова Ирина Ивановна.
Учебные планы МОУ "Школа №1" на 2011-2012 учебный год специальных (коррекционных) классов VII вида
Пояснительная записка к учебному плану
Кадровое обеспечение УВП в классах
коррекционно-развивающего обучения:
Воронкова Елена Викторовна – учитель начальных
классов второй категории, председатель ПМПК. Организатор связи с ЦПМСС
«Радуга».
|
Рындычева Наталья Михайловна – заместитель
директора по УВР. Координатор деятельности классов коррекции.
|
Чеснокова Ольга Владимировна – учитель физической
культуры.
|
Башмур Ольга Константиновна – педагог-психолог,
преподаватель ритмики.
|
Мазманян Галина Арсеновна – учитель английского
языка.
|
Золотова Анна Геннадиевна – социальный педагог.
|
Цветкова Ирина Ивановна – учитель – логопед,
классный руководитель 4-Г класса
|
Шабалина Инна Вадимовна – учитель музыки, руководитель
детского хора. |
Иванова Раиса Михайловна – воспитатель группы
продлённого дня, учитель высшей категории.
|
Зубкова Мария Александровна - классный руководитель
3-Г класса, воспитатель группы
продлённого дня.
|
Главная роль в процессе
воспитания и обучения детей принадлежит учителю. Деятельность учителя может
быть успешной только в том случае, если он способен понимать внутренний мир
другого человека, отождествлять себя с учеником, эмоционально сопереживать ему,
владея системой знаний о механизмах и путях коррекции нарушений при отклонениях,
а также методами психолого-педагогической коррекции в учебно-воспитательном
процессе.
Главной целью
организации классов коррекции в нашем общеобразовательном учреждении мы считаем
создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия
для детей с ЗПР в соответствии с их возрастными и
индивидуально-психологическими особенностями, состоянием соматического и
нервно-психического здоровья.
Цели и задачи
коррекционной работы:
В системе функций, выполняемых
школой, наиболее важная роль принадлежит коррекционной, которая предполагает
уделить особое внимание работе по преодолению отставания учащихся,
неуспеваемости, а также отклонения в поведении и устранению дефектов, аномалий.
Целью такой работы является
создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и
самореализации индивидуальных способностей каждого ученика.
Результатом такой работы должна
явиться полная ликвидация обнаруженных затруднений.
Цели
воспитательно-коррекционной работы:
- Оптимизация эмоционально-личностной сферы ребёнка.
- Развитие познавательной сферы, формирование высших
психических функций.
- Адаптация ребёнка к окружающему миру и интеграция его в
школьный социум.
Задачи
воспитательно-коррекционной работы
В работе с детьми:
- Диагностика и коррекция познавательной сферы.
- Диагностика и коррекция личностных особенностей ребёнка.
- Коррекция недостатков эмоционально-волевой, нравственной
сферы.
- Включение ребёнка в активную деятельность на основе
использования его положительных интересов и склонностей.
- Организация успеха ребёнка.
- Формирование навыков общения.
В работе с
родителями:
- Повышение педагогической грамотности родителей, культуры
взаимоотношений.
- Активное включение родителей в воспитательный процесс.
- Помощь родителям в воспитании ребёнка.
- Контроль за организацией нормального режима дня ребёнка,
устранение его безнадзорности.
- Оптимизация процесса общения в семье.
- Восстановление потенциала семьи.
Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может
достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены: комплексная
диагностика, лечение, социальная и коррекционно-педагогическая помощь в
обучении, социально-трудовой адаптации и интеграции в общество
Основные принципы
работы с детьми в системе корреционно-развивающего обучения:
- Нормативность образования и
открытость образовательных перспектив для детей риска.
- Обучение «на равных» со
сверстниками, без снижения образовательной планки, что предполагает возможность
свободного перехода на иные образовательные уровни. Такие ученики имеют равные
со сверстниками перспективы в получении общего, среднего, профессионального и
высшего образования.
- Педагогическая ориентация
жизнедеятельности ребёнка (санитарно-гигиенические, психогигиенические и
дидактические условия).
- Принцип равноправного
партнёрства с семьёй.
-Личностно-ориентированный подход
в обучении и воспитании ребёнка (прогнозирование, диагностические линии
личностного развития с опорой на сильные природные склонности и дарования,
выявление склонностей каждого).
- Приоритетность внимания к
отношению ребёнка к учению.
- Принцип победности учения.
- Принцип педагогического
оптимизма, важность высокого уровня ожиданий от данного ребёнка.
- Интенсивный характер
образовательного процесса - органическое слияние учебных и диагностических,
охранно-оздоровительных и социальных стратегий.
Система работы в
классах коррекции
Работа направлена на компенсацию недостатков дошкольного
развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных
особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование
учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию
познавательной деятельности.
Структура
коррекционно-развивающего обучения
В школе существуют 2 класса коррекционно-развивающего обучения. На
их базе открыты и функционируют 2 ГПД.
Дети находятся в школе в режиме «Полного дня». Получают бесплатное горячее питание: завтрак и обед. Составлен и утверждён учебный план классов коррекции, в
который включены индивидуально-групповые коррекционные занятия с учащимися,
изучение английского языка с целью успешной адаптации учащихся в 5-х классах.
Содержание предметов учебного плана
носит ярко-выраженную коррекционную направленность. Учебный план 3-Г класса
составляет 26 часов в неделю, из них обязательная часть – 23 часа, и 3 часа –
ИГЗ. Учебный план 4-Г класса составляет 27 часов, из них – 24 часа обязательная
нагрузка и 3 часа ИГЗ.
Уроки ритмики и музыки способствуют развитию у детей музыкальности, воспитанию интереса и любви к
музыке, потребности слушать музыкальные произведения, двигаться под музыку.
Содержание данных предметов способствует развитию двигательных качеств и умений (развитие
способности передавать в пластике музыкальный образ, используя движения:
ходьба, бег, прыжковые движения, имитационные движения, плясовые движения).
Содержание программы по физической культуре
(это 3 часа в неделю) представлено разделами:
гимнастика с элементами акробатики, лёгкая атлетика, подвижные игры, лыжная
подготовка и способствует развитию физических качеств учащихся с учётом проблем
со здоровьем и физкультурной группой.
Содержание программы по английскому языку
скорректировано с учётом возможностей детей на основе авторских программ
«Английский в фокусе» Дули, Быкова, Эванс
и «Радостный английский» Биболетова.
Изучение языка является обязательным занятием по выбору и помогает
учащимся успешно адаптироваться в 5-ом
классе общеобразовательной школы, при условии успешной коррекции недостатков
развития.
Организация
внеурочной деятельности в классах коррекционно-развивающего обучения осуществляется
по основным направлениям:
- психолого-логопедическое сопровождение;
- медицинское сопровождение;
- социальная адаптация;
- работа с родителями;
-внеурочная деятельность по предметам;
- внеклассная работа.
Учащиеся и родители 3-Г класса, классный руководитель
– Зубкова Мария Александровна, являются активными участниками проекта
«Дневник.ру».
Учащиеся классов коррекции участвуют в оздоровительных
профилактических программах:
«Разговор о
правильном питании», «Все цвета, кроме чёрного».